Схемы организации движения и прикрытия


Схемы организации движения и прикрытия
Схемы организации движения и прикрытия
Схемы организации движения и прикрытия


ОДМ 218.6.019-2016

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ОДМ 218.6.019-2016 с ОДМ 218.6.014-2014 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

     

     1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российским дорожным научно-исследовательским институтом" (ФАУ "РОСДОРНИИ") по заказу Росавтодора
     

     2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора
     

     3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 02.03.2016 N 303-р
     

     4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
     

     5 Рассмотрен ГУ ОБДД МВД России (письмо от 21.12.2015 N 13/6-9170)
     
     

1 Область применения

     

     1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) определяет принципы организации движения транспортных средств, велосипедистов и пешеходов в местах производства дорожных работ, а также обустройства техническими средствами организации дорожного движения и иными направляющими и ограждающими устройствами.
     
     Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды.
     

     1.2 Настоящий методический документ рекомендуется для применения при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также других работ, в местах проведения которых возникает необходимость временного изменения движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
     
     

2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
     
     ГОСТ 31544-2012 Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности
     
     ГОСТ 32757-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация
     
     ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
     
     ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования
     
     ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
     
     ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
     
     ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
     
     ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
     
     ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
     
     ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
     
     ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
     
     ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
     
     ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
     
     ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
     
     ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
     
     ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
     
     ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
     
     

3 Термины и определения

     
     В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
     

     3.1 автомобиль прикрытия: Автомобиль с маркировкой, оборудованный проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, дорожными знаками и другими устройствами "ОДМ.
_______________
      "ОДМ Автомобиль прикрытия оборудуется сертифицированным демпфирующим устройством имеющим оценку соответствия и одобрения типа транспортного средства с таким устройством
     
     

     3.2 временные технические средства организации дорожного движения и ограждения мест производства работ: Технические средства организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, средства сигнализации, прочие технические средства, используемые во время проведения работ.
     

     3.3 дорожные работы: Работы, проводимые в пределах полосы отвода автомобильной дороги и в красных линиях и оказывающие влияние на безопасность дорожного движения.
     

     3.4 долговременные работы: Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог (стационарные), проводимые на одном месте в сроки, определенные проектом, технологическими картами или другими документами и рассчитанные на срок свыше 24 часов.
     

     3.5 краткосрочные работы: Работы по ремонту и содержанию дорог (стационарные, передвижные), проводимые в течение ограниченного количества часов, но не более 24 часов.
     

     3.6 участок временного изменения движения (по ГОСТ 32757 - зона работ (событий)): Участок дороги между первым предупреждающим знаком и знаком, отменяющим ограничения, на котором в связи с производством дорожных работ вводятся изменения в движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов.
     

     3.7 участок проведения дорожных работ: Участок дороги между первым и последним по ходу движения направляющим или ограждающим устройством.
     

     3.8 зона предупреждения: Участок дороги, используемый для предупреждения участников движения о проведении работ, введении ограничения движения или его прекращении.
     

     3.9 зона отгона: Участок дороги, используемый для изменения траектории движения транспортных средств при объезде рабочей зоны.
     

     3.10 продольная буферная зона: Участок дороги, отделяющий транспортные средства от рабочей зоны по пути следования или отделяющий транспортные средства, движущиеся в противоположных направлениях по участку одной полосы.
     

     3.11 поперечная буферная зона: участок дороги, отделяющий транспортные средства от рабочей зоны вдоль пути следования.
     

     3.12 рабочая зона (по ГОСТ 32757 - место производства работ или место событий): Участок дороги или дорожного сооружения, на котором проводятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту или содержанию, размещаются дорожные машины, материалы, механизмы и рабочие.
     

     3.13 зона возвращения (по ГОСТ 32757 - зона стабилизации): Участок дороги, предназначенный для возвращения транспортных средств на прежнюю траекторию (полосу/полосы) движения.
     

     3.14 организация-исполнитель: Подрядная организация или предприятие, осуществляющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог либо другие виды работ.
     

     3.15 регулировщик: Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее - Правилами), и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.
     
     В настоящем методическом документе применены следующие условные обозначения (таблица 1).
     
     
Таблица 1 - Условные обозначения
     

N

Технические средства, направляющие, ограждающие или сигнальные устройства, регулировщик

Условное обозначение

1

2

3

Технические средства организации дорожного движения

1

1.2

Демаркированная дорожная разметка

 "ОДМ

2

2.1

Дорожные знаки

 "ОДМ

2.2

Дорожные знаки закрытые чехлами

 "ОДМ

3

Передвижные светофоры дорожные

 "ОДМ

Ограждающие устройства

4

Делиниаторы с пластинами

 "ОДМ

5

Временные защитные барьеры Защитные блоки

 "ОДМ

6

Буфер дорожный

 "ОДМ

7

Заградительное устройство (барьер перильно-стоечный и т.п.)

 "ОДМ

Направляющие устройства

8

Конус дорожный

 "ОДМ

9

Пластина дорожная

 "ОДМ

Средства сигнализации

10

Фонарь вставной в сочетании с защитным блоком

 "ОДМ

11

Фонарь вставной в сочетании с пластиной прямоугольной

 "ОДМ

Дорожные устройства

12

Комплекс дорожных знаков переносной

 "ОДМ

13

Передвижные заградительные знаки

 "ОДМ

14

Автомобиль прикрытия

 "ОДМ

15

Машина с технологическим оборудованием

 "ОДМ

Регулировщик

16

Регулировщик с жезлом (диском с красным сигналом или световозвращателем)

 "ОДМ

17

Мостик пешеходный

 "ОДМ

Примечание - Номера линий разметки и дорожных знаков приведены по ГОСТ Р 51256-2011 и ГОСТ Р 52290-2004.

                
     В настоящих Рекомендациях применены следующие сокращения:
     
      "ОДМ - длина зоны отгона;
     
      "ОДМ - длина рабочей зоны;
     
      "ОДМ - длина отгона в зоне возвращения;
     
      "ОДМ - направление движения транспортных средств.
     
     

4 Общие положения 4.1 Места производства дорожных работ

     

     4.1.1 Местами производства работ на автомобильных дорогах называются участки проезжей части, обочин, откосов земляного полотна, мостов (путепроводов), разделительной полосы, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, на которых проводятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию [1], а также другие работы, вызывающие необходимость во временном изменении движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
     
     В зависимости от сроков проведения работ различают места производства долговременных и краткосрочных работ.
     

     4.1.2 Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства работ руководствуются соответствующими требованиями технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, правилами, настоящим методическим документом и другими отраслевыми дорожными методиками по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах [2].
     

     4.1.3 Работы, проводимые на автомобильных дорогах, планируются таким образом, чтобы:
     
     - их продолжительность и протяженность как можно меньше затрудняли движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов;
     
     - обеспечивалась пропускная способность, достаточная для пропуска транспортных потоков в рабочей зоне;
     
     - организация движения обеспечивала безопасные условия для движения транспортных средств, пешеходов и велосипедистов;
     
     - обеспечивались безопасные условия труда для людей, осуществляющих работы.
     
     Перед началом проведения работ определяется порядок пропуска транспортных средств, велосипедистов и пешеходов, режимы движения транспортных средств в местах производства работ, обеспечивающие безопасность, как участников дорожного движения, так и людей занятых в производстве.
     
     Организация движения на участках проведения работ выбирается в зависимости от их длительности, категории автомобильной дороги, сложности дорожных условий, местоположения и длины рабочей зоны, фактической интенсивности движения транспортного потока, ширины проезжей части, закрываемой для движения.
     

     4.1.4 Места производства работ обустраиваются техническими средствами организации дорожного движения, иными направляющими и ограждающими устройствами, средствами сигнализации и прочими средствами, предусмотренными настоящим методическим документом.
     
     В местах производства работ применяются по ГОСТ Р 52289 технические средства организации дорожного движения, соответствующие ГОСТ Р 50971-2011, ГОСТ Р 51256-2011, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 52607-2006.
     
     Типы технических средств и ограждающих устройств в местах производства работ выбираются в соответствии с категорией автомобильной дороги, продолжительностью и видом работ, опасностью места производства работ (наличие неблагоприятных дорожных условий, разрытий, траншей, котлованов) в зависимости от способа пропуска транспортных средств (по проезжей части, обочинам или по специально устраиваемым объездам) в рабочей зоне.
     
     Допускается по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции на федеральном уровне в экспериментальных целях в местах производства дорожных работ применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами (пункт 4.6 ГОСТ Р 52289-2004) при наличии согласованных и утвержденных в установленном порядке стандартов организаций (технических условий) фирм-изготовителей соответствующей продукции.
     
     На участках производства работ допускается применять специальные технические средства фиксации нарушений Правил дорожного движения [3], имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
     

     4.1.5 При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорог), независимо от форм их собственности, для обустройства мест производства работ используются:
     
     - временные дорожные знаки;
     
     - временную разметку проезжей части;
     
     - ограждающие и направляющие устройства;
     
     - средства сигнализации;
     
     - дорожные устройства.
     

     4.1.6 Участок временного изменения движения состоит из пяти функциональных зон, в каждой из которых решаются определенные задачи по организации и обеспечению безопасности движения (рисунок 1):
     
     - зона предупреждения;
     
     - зона отгона;
     
     - продольная буферная зона;
     
     - рабочая зона;
     
     - зона возвращения.
     
     

Рисунок 1 - Функциональное зонирование участка временного управления транспортными потоками в местах производства работ

 "ОДМ

     
Рисунок 1 - Функциональное зонирование участка временного управления транспортными потоками в местах производства работ

          

     4.1.7 Зона предупреждения
     
     Начало зоны предупреждения определяется местом установки основного знака 1.25 "Дорожные работы", а ее протяженность - расстоянием от основного предупреждающего знака 1.25 до первого направляющего или ограждающего устройства.
     

     4.1.8 Зона отгона
     

     4.1.8.1 Перед рабочей зоной в случаях сужения проезжей части обеспечивается плавное изменение траектории движения транспортных средств на протяжении длины зоны отгона ( "ОДМ).
     
     Минимальная длина зоны отгона ( "ОДМ) принимается по таблице 2 с учетом ширины проезжей части, закрываемой для движения транспортных средств в рабочей зоне.
     
     
Таблица 2 - Минимальная длина зоны отгона
     

Ограничение максимальной скорости, км/ч

Длина зоны отгона  "ОДМ, м, при закрываемой ширине проезжей части, м

Менее 2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

40

60

70

80

90

100

110

120

130

50

60

70

80

100

120

140

160

180

200

230

60

60

80

100

120

150

170

190

210

250

270

300

70

90

140

180

220

270

310

350

400

440

480

530

80

100

150

200

250

300

350

400

450

500

550

600

Значение скорости, устанавливаемое на знаке 3.24 перед началом участка проведения дорожных работ

     
     Минимальная длина отгонов съездов (въездов) в случаях устройства временных объездов, проездов через разделительную полосу на участке проведения работ также принимается по таблице 2.
     

     4.1.8.2 На многополосных и двухполосных дорогах при сохранении числа полос движения и частичном сужении проезжей части для изменения траектории движения транспортных средств минимальную длину зоны отгона рекомендуется принимать равной 0,5  "ОДМ.
     

     4.1.8.3 На двухполосных дорогах при поочередном пропуске встречных транспортных средств по одной полосе, длина отгона принимается равной от 5 до 10 м при светофорном регулировании или регулировании с помощью регулировщиков, 15 м - с помощью знаков 2.6 и 2.7.
     

     4.1.9 Продольная буферная зона
     
     Длина продольной буферной зоны принимается равной при производстве:
     
     - долговременных работ на многополосных дорогах - не менее 20 м, на двухполосных дорогах - не менее 15 м;
     
     - краткосрочных стационарных работ на многополосных дорогах - 15 м, при длине рабочей зоны менее 30 м и 20 м - при длине рабочей зоны более 30 м;
     
     - краткосрочных стационарных работ на двухполосных дорогах - 10 м, при длине рабочей зоны менее 30 м и 15 м - при длине рабочей зоны более 30 м.
     
     Если продольная буферная зона попадает на участок с ограниченной видимостью, она продлевается до начала этого участка.
     
     При передвижных дорожных работах длина продольной буферной зоны принимается равной расстоянию от автомобиля прикрытия до машины (механизма), производящей работы.
     
     В продольной буферной зоне не размещаются строительные материалы, техника и рабочие.
     

     4.1.10 Рабочая зона
     
     Длина рабочей зоны определяется с учетом технологии производства работ и экономической целесообразности.
     
     Ширина поперечной буферной зоны принимается не менее:
     
     - 0,5 м на дорогах вне населенных пунктов;
     
     - 0,3 м на дорогах в пределах населенных пунктов.
     
     При минимальной ширине полосы движения, смежной с рабочей зоной, ширина поперечной буферной зоны принимается равной не менее 0,3 м.
     

     4.1.11 Зона возвращения
     
     Длина зоны возвращения принимается равной расстоянию от конца рабочей зоны до места установки последнего направляющего устройства.
     
     Длина отгона в зоне возвращения на одну полосу движения при производстве долговременных и краткосрочных стационарных работ и длине рабочей зоны более 30 м принимается равной:
     
     - 30 м на полосу на многополосных дорогах (при ширине полосы 3,75 м);
     
     - 20 м на полосу на двухполосных дорогах (при ширине полосы 3,5 м).
     
     При долговременных и краткосрочных стационарных работах и длине рабочей зоны менее 30 м, при поочередном пропуске по одной полосе встречных транспортных средств, зона возвращения не оборудуется.
     
     

4.2 Организация производства работ

     

     4.2.1 Производство работ начинается организацией-исполнителем при наличии утвержденной и согласованной в порядке, предусмотренном подразделом 4.4.2, схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ (далее - схема).
     
     Размещение на проезжей части и обочинах оборудования, инвентаря, строительных материалов и дорожных машин осуществляется организацией-исполнителем после полного обустройства участка временного изменения движения всеми необходимыми техническими средствами организации движения, ограждающими и направляющими устройствами в соответствии со схемой.
     
     При выполнении работ строительные материалы, грунт, дорожные машины, механизмы и оборудование размещаются в рабочей зоне или в местах хранения.
     
     В случаях размещения мест хранения строительной техники и материалов в пределах земляного полотна, на велосипедных дорожках и тротуарах, места хранения обозначаются как места производства работ в соответствии с проектом организации движения.
     
     Отклонение от схемы, а также применение неисправных технических средств не допускается.
     

     4.2.2 Применяемые при дорожных работах технические средства организации движения, ограждающие и направляющие устройства устанавливаются и содержаться за счет организации-исполнителя.
     
     На участке временного изменения движения постоянные дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на белом фоне, а также знаки, действие которых распространяется на участок производства работ, но противоречит временной схеме организации дорожного движения, на период дорожных работ закрываются чехлами или демонтируются.
     

     4.2.3 Установка и демонтаж технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, прочих технических средств, применяемых для обустройства мест производства работ, осуществляется организацией-исполнителем.
     
     Расстановка необходимых средств осуществляется непосредственно перед началом производства работ, в следующем порядке:
     
     - дорожные знаки;
     

     - дорожные светофоры;
     
     - дорожная разметка;
     
     - направляющие устройства;
     
     - ограждающие устройства.
     
     Первыми устанавливаются дорожные знаки, наиболее удаленные от мест производства работ и для направления движения, противоположного тому, на котором предусмотрено проведение работ.
     
     Демонтаж временных технических средств организации дорожного движения, направляющих и ограждающих устройств, прочих технических средств осуществляется незамедлительно после завершения работ в обратной последовательности.
     

     4.2.4 Уполномоченными лицами организации-исполнителя ежедневно перед началом и во время проведения работ, а также после окончания рабочей смены проверяется наличие и состояние технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, предусмотренных схемой организации движения и ограждения мест производства работ, соответствие видимости дорожных знаков и светофоров требованиям ГОСТ Р 52289, световозвращателей - ГОСТ Р 50597. При необходимости заменяются пришедшие в негодность, в том числе по причине несоответствия светотехнических характеристик знаков и разметки ГОСТ Р 50597, конусов и пластин - ГОСТ 32758, или устанавливаются отсутствующие средства организации дорожного движения.
     
     Длительность циклов работы передвижных и (или) постоянных светофоров корректируется с учетом неравномерности интенсивности движения в течение суток для исключения формирования очередей транспортных средств из 12 автомобилей и более.
     

     4.2.5 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства дорожных работ осуществляется подразделениями ГИБДД. Владельцами автомобильных дорог осуществляется контроль соответствия организации движения и ограждения мест производства дорожных работ по утвержденной схеме.
     
     

4.3 Информирование участников дорожного движения о производстве дорожных работ и оповещение об изменении маршрута движения

     

     4.3.1 Автотранспортные предприятия, в том числе пассажирские, заблаговременно извещаются владельцем автомобильной дороги о месте и сроках производства дорожных работ в случае устройства объездов или сокращения числа полос движения на ремонтируемом участке.
     
     При необходимости организацией-исполнителем по согласованию с пассажирским автотранспортным предприятием осуществляется перенос остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.
     

     4.3.2 Пользователи дороги заблаговременно оповещаются владельцем автомобильной дороги о предстоящих ограничениях движения в местах производства работ, в том числе с использованием средств массовой информации.
     

     4.3.3 При проведении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту владельцами автомобильных дорог устанавливаются информационные щиты, на которых указывают сведения об объекте строительства (реконструкции, капитального ремонта), наименование заказчика и организации-исполнителя, фамилию должностного лица, ответственного за проведение работ, номер его служебного телефона, сроки проведения работ. Пример компоновки информационных щитов представлен в Приложении В.
     
     Щиты устанавливаются на расстоянии от 150 до 300 м до первого по ходу движения предупреждающего знака о проводимых дорожных работах вне населенных пунктов, соответственно на расстоянии от 50 до 100 м в населенных пунктах. При этом обеспечивается видимость дорожных знаков по ГОСТ Р 52289-2004.
     
     При составлении надписей на щитах высоту прописной буквы рекомендуется выбирать в соответствии с Приложением В настоящего методического документа. Надписи выполняются черным цветом и размещаются на желтом фоне.
     

     4.3.4 При организации объезда по существующим дорогам водители информируются о его маршруте с помощью знака 6.17 "Схема объезда", который устанавливается на расстоянии от 150 до 300 м (от 50 до 100 м в населенных пунктах) до начала объезда. В начале объезда устанавливается знак 6.8.2 или 6.8.3 "Направление объезда". На всех пересечениях маршрута объезда устанавливаются знаки 6.8.1, 6.8.2 или 6.8.3 "Направление объезда". Эти знаки могут быть дополнены знаками 6.10.1 или 6.10.2 "Указатель направлений".
     
     

4.4 Схемы организации движения и ограждения мест производства работ

     
     Разработка и утверждение проектов и схем организации дорожного движения ведется с учетом требований Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения [4].
     

     4.4.1 Составление схем организации движения и ограждения мест производства работ.
     

     4.4.1.1 Схема организации движения и ограждения мест производства работ в масштабе составляется для участка временного изменения движения, на которой отображаются:
     
     - проезжая часть, обочины, разделительная полоса;
     
     - пересечения и примыкания в одном уровне, включая железнодорожные переезды;
     
     - пересечения и примыкания в разных уровнях (или отдельно съезды и въезды);
     
     - искусственные сооружения, автобусные остановки;
     
     - специально устраиваемые объезды;
     
     - пешеходные и велосипедные дорожки.
     

     4.4.1.2 На схеме указываются:
     
     - ширина проезжей части и обочин, разделительных полос, велосипедных и пешеходных дорожек, специально устроенных объездов;
     
     - временные дорожные знаки (с привязкой), светофоры, существующая и временная дорожная разметка, ограждающие и направляющие устройства, сигнальные фонари, расположение машин и механизмов, другие технические средства;
     
     - закрытые чехлами или демонтированные дорожные знаки, демаркированная дорожная разметка.
     
     При составлении схем рекомендуется использовать условные обозначения, приведенные в таблице 1.
     
     На схеме также указывается вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ.
     

     4.4.1.3 Схемы составляются по настоящему методическому документу с использованием примеров организации движения и ограждения мест производства работ, приведенных в Приложениях Б, В.
     
     Схемы для долговременных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и ремонту могут разрабатываться как в составе проектов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 [5], так и самостоятельно.
     

     4.4.2 Согласование и утверждение схем
     

     4.4.2.1 Схемы всех видов работ в пределах полосы отвода дороги или в "красных линиях" утверждаются владельцем автомобильной дороги.
     
     Уведомление о месте и сроках проведения работ, а также утвержденная схема передаются организацией-исполнителем в подразделения Госавтоинспекции на региональном или районном уровне, осуществляющие федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на данном участке дороги, не менее чем за одни сутки.
     
     При проведении долговременных работ длительностью более 5 суток соответствующее подразделение Госавтоинспекции информируется владельцем автомобильной дороги об адресе участка, на котором намечено проведение работ, сроках их проведения не менее чем за 7 суток.
     

     4.4.2.2 При выполнении работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, кабели и т.д.) или проводимых в местах прокладки таких коммуникаций, схемы согласовываются со всеми заинтересованными организациями.
     
     

4.5 Рекомендации по обеспечению безопасности персонала

     

     4.5.1 Перед началом работ персонал ознакомляется со схемой организации движения и ограждения места производства работ, с порядком движения дорожных машин и транспортных средств в местах разворотов, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря.
     

     4.5.2 Персонал, выполняющий дорожные работы, обеспечивается специальной одеждой (жилетами) ярко-оранжевого цвета (далее - сигнальная одежда), надеваемой поверх обычной спецодежды, и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам.
     

     4.5.3 Выдача персоналу сигнальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по установленным нормам производится за счет средств работодателя.
     
     

5 Места долговременных работ 5.1 Организация дорожного движения

     

     5.1.1 Производство долговременных работ осуществляется в сроки, определенные проектами, технологическими картами или другими документами.
     
     На участках временного изменения организации движения в местах проведения долговременных работ рекомендуется обеспечивать непрерывность движения, как транспортных средств, так и пешеходов.
     

     5.1.2 На участках проведения долговременных работ при сужении проезжей части обеспечивается пропуск транспортных средств без изменения числа полос движения. Их ширина в рабочей зоне принимается по пункту 5.2.1, но не менее 3,0 м.
     
     При невозможности обеспечить на многополосных дорогах ширину полос движения по 3,0 м, пропуск транспортных средств в рабочей зоне осуществляется:
     
     - по меньшему числу полос (рисунки Б.18-Б.24);
     
     - по существующему числу полос, с расширением проезжей части за счет обочины (рисунки Б.17, Б.22, Б.30);
     
     При невозможности обеспечить на двухполосных дорогах минимальную ширину проезжей части равную 6,0 м пропуск транспортных средств встречных направлений осуществляется:
     
     - поочередно по одной полосе (рисунки Б.1-Б.4);
     
     - по существующему числу полос, с расширением проезжей части за счет обочины (рисунок Б.5).
     
     При необходимости полного закрытия участка:
     
     - многополосной дороги для движения по одному из направлений, пропуск транспортных средств осуществляется по полосам (полосе) встречного направления, обочинам, по существующей сети дорог либо по специально устраиваемому объезду (рисунки Б.28, Б.29, Б.31, Б.32);
     
     - двухполосной дороги для движения в обоих направлениях, пропуск транспортных средств осуществляют по существующей сети дорог, либо по специально устраиваемому объезду (рисунки Б.10, Б.13).
     
     В случае если ширина полосы (полос) движения, прилегающей к рабочей зоне, уменьшается до значений указанных в п.5.2.1, пропуск транспортных средств осуществляется по существующим полосам движения с обозначением их новых границ временной дорожной разметкой (рисунок Б.6, Б.25-Б.27).
     
     

5.2 Ширина полосы движения в рабочей зоне

     

     5.2.1 На участках проведения работ с сужением проезжей части в рабочей зоне для пропуска транспортных средств, рекомендуется обеспечивать следующую ширину полос движения:
     
     - от 3,25 до 3,50 м - на автомагистралях и скоростных дорогах (далее автомагистралях);
     
     - от 3,00 до 3,50 м - на остальных дорогах;
     
     При пропуске транспортных средств одного направления в рабочей зоне по двум и более полосам на автомагистралях рекомендуется правую крайнюю полосу устраивать шириной 3,5 м.
     
     Максимальная скорость движения в рабочей зоне при указанной ширине полос движения устанавливается по пункту 5.3.1.
     
     При пропуске транспортных средств в рабочей зоне по существующему числу полос движения на автомагистралях допускается уменьшать ширину полосы до 3,0 м. В этих случаях максимальная скорость движения устанавливается по пункту 5.3.2.
     

     5.2.2 При пропуске транспортных средств в рабочей зоне по существующему числу полос с уменьшением их ширины в соответствии с пунктом 5.2.1, новые границы полос обозначаются временной разметкой.
     
     

5.3 Максимальная скорость

     

     5.3.1 При пропуске транспортных средств в рабочей зоне в местах производства работ на проезжей части по полосам движения с рекомендуемой шириной по пункту 5.2.1 максимальную скорость движения рекомендуется ограничивать:
     
     - до 70 км/ч на автомагистралях;
     
     - до 60 км/ч на автомагистралях при пропуске транспортных средств в рабочей зоне по одной полосе, на многополосных дорогах с разделительной полосой вне населенных пунктов;
     
     - до 50 км/ч на многополосных дорогах с разделительной полосой в населенных пунктах, на четырехполосных дорогах без разделительной полосы, на трехполосных дорогах при бесконфликтном пропуске транспортных средств встречных направлений, на двухполосных дорогах вне населенных пунктов;
     
     - до 40 км/ч на трехполосных дорогах при пропуске транспортных средств в рабочей зоне по полосе встречного движения, на двухполосных дорогах в населенных пунктах.
     

     5.3.2 При пропуске транспортных средств в рабочей зоне в местах производства работ на проезжей части по полосам движения с шириной 3,0 м максимальную скорость движения рекомендуется ограничивать:
     
     - до 50 км/ч на автомагистралях и многополосных дорогах с разделительной полосой;
     
     - до 40 км/ч на четырехполосных дорогах без разделительной полосы.
     

     5.3.3 При проведении работ на обочине или разделительной полосе:
     
     - без уменьшения ширины полосы движения, прилегающей к обочине или разделительной полосе и без разрытий максимальную скорость движения допускается не ограничивать;
     
     - при уменьшении ширины полосы (полос) движения до 3,0 м рекомендуется ограничивать максимальную скорость на автомагистралях до 60 км/ч, на многополосных и двухполосных дорогах - до 50 км/ч.
     

     5.3.4 Движение транспортных средств со скоростью менее 40 км/ч на участках проведения работ допускается в исключительных случаях, таких как:
     
     - ограничение видимости;
     
     - неудовлетворительное состояние проезжей части (например, коэффициент сцепления менее 0,3, глубина колеи более 25 мм, повреждения покрытия проезжей части превышают предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93);
     
     - несоответствие продольного уклона, радиуса кривой в плане нормам проектирования;
     

     - когда условия производства работ или погодные условия не позволяют осуществлять движение с большей скоростью.
     

     5.3.5 Для плавного и безопасного изменения скорости движения транспортных средств перед участком проведения дорожных работ применяется ступенчатое снижение их скорости по ГОСТ 52289-2004.
________________
      Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 52289-2004. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     

5.4 Регулирование движения при поочередном пропуске транспортных средств встречных направлений по одной полосе на двухполосных дорогах

     

     5.4.1 Поочередное движение по одной полосе организуется в случае невозможности обеспечить пропуск транспортных средств по существующим полосам движения при уменьшении их ширины в соответствии с пунктом 5.2.1.
     
     В этих случаях встречный разъезд по одной полосе регулируется либо при помощи светофоров (рисунок Б.3-Б.4), либо знаками 2.6 "Преимущество встречного движения" и 2.7 "Преимущество перед встречным движением" (рисунок Б.1-Б.2).
     

     5.4.2 Светофорное регулирование в местах производства долговременных работ вводится, если длина участка проведения работ:
     
     - от 50 до 300 м при интенсивности движения менее 250 авт/ч;
     
     - менее 50 м при интенсивности движения от 250 до 500 авт/ч.
     
     Светофоры устанавливаются перед местом сужения дороги, где возможно накопление транспортных средств, ожидающих разрешающего сигнала светофора.
     
     При ручном управлении сигналами светофора регулировщик размещается таким образом, чтобы оба въезда были хорошо видны регулировщику от пульта управления светофорами.
     

     5.4.3 Вместо регулирования встречного разъезда с помощью светофора допускается регулирование с помощью регулировщика. При этом обеспечивается его постоянное присутствие в течение всего срока производства работ.
     

     5.4.4 Регулирование встречного разъезда с помощью знаков 2.6 "Преимущество встречного движения" и 2.7 "Преимущество перед встречным движением" допускается применять на участках проведения работ протяженностью менее 50 м с интенсивностью движения менее 250 авт/ч в двух направлениях, при условии обеспечения расстояния видимости встречного автомобиля с обеих его сторон по СП 34.13330.2012 [6].
     

     5.4.5 При невозможности организации встречного разъезда транспортных средств в соответствии с пунктами 5.4.2 и 5.4.4 пропуск транспортных средств для одного из направлений осуществляется по обочинам или в объезд по существующим дорогам.
     
     

5.5 Временные объезды

     

     5.5.1 Объезды участков производства дорожных работ рекомендуется устраивать по возможности короче для уменьшения потерь времени транспортными средствами из-за перепробега и снижения расхода топлива.
     

     5.5.2 На всем протяжении объезда мест производства работ обеспечивается скорость транспортных средств от 50 до 60 км/ч, а в стесненных условиях не менее 40 км/ч.
     

     5.5.3 Въезд и выезд с основной дороги располагаются на расстоянии от 25 до 30 м от границы участка временного изменения движения.
     

     5.5.4 Ширина проезжей части объезда принимается не менее 3,5 м - для одностороннего движения, не менее 6,0 м - для двухстороннего движения, продольные уклоны объезда - не более 100‰, на участках въезда и выезда с основной дороги на объезд - не более 60‰.
     

     5.5.5 В отдельных случаях (например, реконструкция дороги, проходящей в глубокой выемке) временные объезды могут устраиваться с двух сторон дороги (для каждого направления движения).
     

     5.5.6 Временные объезды оборудуются необходимыми техническими средствами организации дорожного движения по национальным стандартам.
     

     5.5.7 Эксплуатационное состояние объездов обеспечивается по ГОСТ Р 50597-93.
     

     5.5.8 На период производства дорожных работ при пропуске транспортных средств по обочинам или разделительной полосе они при необходимости укрепляются, расширяются или на них устраивается покрытие по типу проезжей части.
     
     

6 Места краткосрочных работ 6.1 Общие положения

     

     6.1.1 К местам краткосрочных работ относятся:
     
     - стационарные места производства работ по ремонту и содержанию дорог (восстановление изношенных покрытий, устранение деформаций и повреждений покрытий, ликвидация колей, установка недостающих барьерных ограждений, устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах и т.п.), выполняемые рабочими и дорожными машинами на постоянном месте (без перемещения);
     
     - передвижные места производства работ по содержанию дорог (нанесение дорожной разметки, очистка проезжей части от мусора, обеспыливание, планировка откосов насыпей и выемок и т.п.), выполняемые рабочими и дорожными машинами в движении.
     

     6.1.2 Продолжительность и протяженность участка проведения краткосрочных работ определяется из условия наименьших помех движению транспортных средств, велосипедистов и пешеходов.
     

     6.1.3 Стационарные работы проводятся в границах одной полосы, ремонтируемый участок которой закрывается для движения. В случае если рабочая зона выходит за существующие границы полосы движения, допускается сокращать ширину смежной полосы до 3,0 м, обозначая при этом ее границы направляющими устройствами.
     
     Для сокращения задержек транспортных средств выбирается минимальная протяженность закрываемого участка с учетом требований технологии работ.
     

     6.1.4 Схемы составляются в соответствии с настоящим методическим документом с использованием примеров организации движения, приведенных в Приложении Б.
     

     6.1.5 Краткосрочные работы на дорогах с высокой среднесуточной интенсивностью движения рекомендуется производить в периоды, когда наблюдается снижение фактической интенсивности движения. Работы не рекомендуется выполнять в пиковые часы поездок населения к местам работы и обратно, а также к местам отдыха.
     
     В темное время суток краткосрочные работы допускается проводить при необходимости:
     
     - сохранения или восстановления безопасности дорожного движения (например, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий в их начальных стадиях);
     
     - использования периодов минимальной интенсивности движения.
     

     6.1.6 Временные технические средства организации движения, направляющие и ограждающие устройства в местах производства краткосрочных работ выбираются с учетом категории дороги, местоположения и длины рабочей зоны, дорожных условий.
     
     Краткосрочные работы на проезжей части и обочинах рекомендуется проводить с использованием автомобиля прикрытия (рисунки Б.33-Б.41).
     

     6.1.7 После окончания (завершения всех технологических циклов) краткосрочных работ проезжая часть и обочины освобождаются от дорожных машин, механизмов, инвентаря, направляющих устройств, дорожных знаков, разметки и возобновляется беспрепятственное движение транспортных средств по всей ширине проезжей части.
     
     

6.2 Скорость движения транспортных средств

     

     6.2.1 На участках проведения стационарных работ на проезжей части рекомендуется ограничивать максимальную скорость движения:
     
     - до 60 км/ч на автомагистралях и многополосных дорогах с разделительной полосой;
     
     - до 40 км/ч на двухполосных и многополосных дорогах без разделительной полосы.
     

     6.2.2 При проведении работ на обочине или разделительной полосе без разрытий и уменьшения ширины полосы движения, прилегающей к обочине или разделительной полосе максимальную скорость движения рекомендуется ограничивать:
     
     - до 70 км/ч на автомагистралях, а также на многополосных дорогах с разделительной полосой вне населенных пунктов;
     
     - до 50 км/ч на многополосных дорогах с разделительной полосой в населенных пунктах, на многополосных дорогах без разделительной полосы и на двухполосных дорогах.
     
     В случае уменьшения ширины полосы движения до 3,0 м, рекомендуется ограничивать максимальную скорость:
     
     - до 60 км/ч на автомагистралях;
     
     - до 50 км/ч на многополосных и двухполосных дорогах.
     
     

6.3 Работы на проезжей части

     
     На двухполосных дорогах при длине рабочей зоны более 30 м пропуск транспортных средств встречных направлений осуществляется поочередно по одной полосе с помощью регулировщиков. В этом случае зона отгона и отгон в зоне возвращения принимаются длиной от 5 до 10 м, продольная буферная зона - 15 м (рисунок Б.32).
     
     На многополосных дорогах зона отгона и отгон в зоне возвращения принимаются длиной не менее 15 м, продольная буферная зона - 20 м (рисунок Б.35). Пропуск транспортных средств осуществляется по свободным полосам движения.
     
     

6.4 Средства организации движения и ограждения мест производства дорожных работ

     

     6.4.1 Для ограждения мест производства краткосрочных работ на двухполосных дорогах применяются конусы дорожные, на автомагистралях и многополосных дорогах рекомендуется использовать направляющие пластины в соответствии с разделом 9.
     
     Установка конусов (пластин) осуществляется на всей длине участка производства работ в соответствии с таблицей 4 (см. раздел 9).
     

     6.4.2 Временные дорожные знаки применяются в соответствии с подразделом 8.1. Знаки устанавливаются последовательно, начиная с места, наиболее удаленного от рабочей зоны. Порядок установки дублирующих знаков аналогичен порядку установки основных временных знаков и проводится под контролем лица, обеспечивающего безопасность работников от наезда транспортных средств при пересечении ими проезжей части.
     

     6.4.3 Автомобиль прикрытия с включенным проблесковым маячком или комплекс мобильный для дорожных знаков устанавливается внутри огражденного участка на расстоянии от 5 до 10 м до начала рабочей зоны.
     
     Рекомендуется обеспечивать различимость автомобиля прикрытия или комплекса мобильного для дорожных знаков на расстоянии не менее 100 м.
     
     Дорожная машина с технологическим оборудованием устанавливается за рабочей зоной на расстоянии от 3 до 5 м.
     
     При выполнении передвижных работ автомобиль прикрытия двигается вдоль рабочей зоны вслед за дорожной машиной с технологическим оборудованием или вслед за персоналом на расстоянии от 5 до 10 м.
     

     6.4.4 На опасных участках дорог (пункт 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004) для снижения возможности въезда движущихся транспортных средств в рабочую зону и обеспечения безопасности движения участок отгона может огораживаться блоками парапетного типа из полимерного материала.
     
     

7 Места производства работ на участках дорог в населенных пунктах

     

     7.1 Организацию движения на участках дорог в населенных пунктах осуществляется с учетом преимущества в движении маршрутных транспортных средств.
________________
      Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
          

     7.2 Остановочные пункты маршрутных транспортных средств на участках проведения долговременных работ для обеспечения безопасных условий движения пешеходов и пассажиров переносятся за его границы. Остановочные пункты временно располагаются на расстоянии от 30 до 40 м до начала зоны отгона и от 15 до 25 м после окончания зоны возвращения и оборудуются дорожными знаками на переносных опорах, обозначающими места остановки маршрутных транспортных средств и пешеходными переходами. Остановочные пункты дополнительно оборудуются посадочными площадками, а в населенных пунктах и тротуарами.
     

     7.3 Если условия производства работ вызывают необходимость пропуска пешеходов по проезжей части, устанавливаются временные защитные барьеры или защитные блоки, отделяющие пешеходов от транспортных потоков.
     

     7.4 На участках долговременных дорожных работ на ограждающие устройства устанавливаются фонари красного или желтого цвета.
     

     7.5 На участках производства работ под путепроводами, эстакадами или в тоннелях фонари включаются круглосуточно. Допускается использовать вместо ограждений автомобили прикрытия с включенными проблесковыми маячками.
     

     7.6 На участках дорог в населенных пунктах при проведении дорожных работ с закрытием движения пешеходов по тротуару устраиваются временные пешеходные переходы за пределами участка проведения работ по ГОСТ Р 52766-2007. Временные пешеходные переходы не устраиваются, если расстояние до следующего существующего перехода составляет менее 150 м.
     
     В случае ремонта пешеходного тоннеля или моста и невозможности пропуска по ним пешеходов, мероприятия по пропуску пешеходов разрабатываются индивидуально в каждом конкретном случае.
     

     7.7 При выполнении работ с разрытиями на тротуарах, пешеходных (велосипедных) дорожках устанавливаются пешеходные мостики для пропуска пешеходов (велосипедистов) через траншеи с учетом интенсивности пешеходного (велосипедного) движения.
     
     Мостики оборудуются перильными ограждениями и, при необходимости, пандусами для проезда велосипедистов и инвалидных колясок, пешеходные проходы при наличии вблизи высотного строительства - защитными козырьками.
     

     7.8 Пешеходные и велосипедные дорожки по возможности не перекрываются для движения. В случае необходимости сужения дорожек, а также при пропуске пешеходов и велосипедистов по временным мостам обеспечивается минимальная ширина дорожек:
     
     - 1,0 м для пешеходов;
     
     - 1,0 м для велосипедов без встречного движения;
     
     - 1,5 м для велосипедов со встречным движением;
     
     - 1,5 м для совмещенного пешеходного и велосипедного движения.
     
     Край траншеи рекомендуется располагать на расстоянии не менее 0,2 м от края пешеходной или велосипедной дорожки.
     
     

8 Временные технические средства организации движения в местах производства дорожных работ 8.1 Дорожные знаки

     

     8.1.1 Общие положения
     

     8.1.1.1 Дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004 на участках временного изменения движения прочно устанавливаются на опорах, исключая возможность их падения, и размещаются по ГОСТ Р 52289-2004 под прямым углом к проезжей части.
     
     Не используются дорожные знаки, изображения которых повреждены и могут неоднозначно трактоваться или если повреждено более 25% поверхности световозвращающей пленки знака.
     

     8.1.1.2 Установка знаков в местах производства работ осуществляется по ГОСТ Р 52289-2004 в части типоразмеров знаков, к высоте их установки и размещения относительно проезжей части и ремонтируемого участка, удаленности знаков друг от друга, очередности размещения знаков разных групп на одной опоре.
     

Схемы организации движения и прикрытия Схемы организации движения и прикрытия Схемы организации движения и прикрытия Схемы организации движения и прикрытия Схемы организации движения и прикрытия

Тоже читают:



Шерстяные нитки наших производителей для вязания

Гидропоники как сделать в домашних условиях

Как обшить правильно баню внутри вагонкой своими руками

Как сделать щитовой пристрой к дому

Юбилей 70 лет женщине поздравления красивые слова